ОСНОВНОЙ КОНКУРС

Филипп Юрьев

РЕЖИССЕР ФИЛЬМА KITOBOY
Что вы подумали в прошлом году, когда узнали, что фильм Григория Добрыгина Sheena667 с похожим на ваш сюжетом поехал на «Кинотавр»?
Я знал об этом еще раньше, у нас с Гришей есть общий друг, который рассказал мне, что он размышляет над похожей историей. Меня очень удивило подобное совпадение. Но если честно, эта идея — она такая, висящая в воздухе. На материале секс-чатов легко придумать концепт, он прост для конструирования. Многие фильмы уже проехались на этой теме, «Импорт-экспорт», например. Потом я подумал, что невозможно же сделать одинаковое кино, ведь каждый из нас хотел сказать что-то свое. Мне говорили, что там герой учит английский, как у меня, и уговаривали посмотреть тот фильм, ведь будет позор, если у меня окажутся те же самые сцены. Казалось, если уже один фильм в узкой российской киносфере вышел с таким сюжетом, второму не суждено жить. Но я решил, что если посмотрю его, то это уже будет такая искусственная история, я начну намеренно избегать каких-то ходов. Поэтому я так и не посмотрел его, только трейлер. Свой фильм снял так, как задумал, и замечаю, что те, кто видел обе картины, не слишком-то их сравнивают, с точки зрения месседжа они на разных полюсах.

Когда-нибудь посмотрите?
Может быть. Мне столько раз всякие знакомые пересказывали сцены оттуда, что я уже даже не знаю. Но мне интересно.

В свободное между съемками дебюта время вы занимаетесь рекламой. Может, там есть какие-то новые форматы, которые вы могли бы взять на вооружение?
Реклама очень сильно отличается от кино. Ты понимаешь это со временем. В языке коммерческого видео изображение значит гораздо больше смысла. Внешняя форма — ключевая, содержание не так важно. А в кино ты голый, там ничего нет, кроме действия и его оправданности, кроме сценария, персонажей. В рекламе будет круто, если поиграть с движением камеры, формой, цветом, декорациями, добавить красоты. В кино это не так важно и внимание долго не удержит, даже на красивый кадр нельзя смотреть дольше двух минут, если тебе не интересно. В кино должна быть суть, диалог со зрителем: если его нет, то нечем прикрываться и весь тот инструментарий, которым я овладел за время работы в рекламе, может не сработать.
Читать дальше

Вы поэтому выбрали в качестве материала Чукотку? Чтобы максимально дистанцироваться от своего прошлого опыта?
Я понимал, что такое живое и такое трудное для съемок место способно создать свой фильм. Это было что-то вроде личного дауншифтинга. Было ясно, что на таком материале не сработает ничего из того, что я умею. И это хорошо, сразу пропадает всякое понимание того, как снимать кино. Отличное начало, чтобы найти новый язык. Не на что было рассчитывать. Ни на профессионализм (там он не работал), ни на какие-то фишки по камере, ни на умение актеров, потому что у меня не было актеров. Там все настоящее — интерьеры, пейзажи. Изначально я думал, что кино получится очень красивым за счет природы, но оно получилось крайне камерным даже по операторской работе. И сдержанным, не из серии пейзажного кино. В нем ничего нет, кроме самого «кина», истории. И именно это место помогло сделать его таким.

Как только стало известно, что вы снимаете на Чукотке, мы сразу подумали: ну, все понятно, мастерская Алексея Учителя, флаэртианская манера, романтика… Правильно?
Когда мы только туда приехали, у меня было ощущение, что фильму нужен документальный подход. Когда герой погружается в какую-то среду, а между ними — камера. Но позже стало понятно, что такой близкий к земле подход не идет этой истории, она ведь совсем не реалистичная. Наоборот, приемы очень игрового кино с необычными ракурсами, странными композициями и мизансценами пришлись кстати. А документальность и так уже была в кадре, ее не нужно было дополнительно создавать — природа настоящая, ребята-герои, живущие практически в тех же условиях и играющие людей, похожих на себя. Быть ближе к доку было бессмысленно, и поэтому много сцен вообще не вошло в фильм. Ту же охоту на кита мы снимали очень долго, там было около десяти разных эпизодов. И этот накопленный документальный грубый материал в итоге почти не понадобился, кроме одной крошечной сценки. Оказалось, что эта история не дружит с таким «разбежкинским» языком. И это было для меня открытием.
То есть у вас была возможность снять красиво, в стиле National Geographic, охоту на кита, а вы фактически оставили зрителя с носом?
Да, у нас еще был эпизод с охотой на моржа, но я его вырезал. Честно, все эпизоды, снятые в документальной стилистике, очень быстро уводили от самой истории к диалогу, к размышлению о жизни людей в этих местах. А фильм на самом деле конкретно об одном мальчике, о подростковом возрасте, о первой любви, мечте, о доме даже. Наш фильм в какой-то степени лишен этнографической составляющей. Снимая на Чукотке, я встретил там человека, который приехал туда писать книгу про традиции русского Севера. И мне запомнилась такая картина: пацаны ездят на мотоциклах, кто-то курит, кто-то пьяный, какие-то дети тащат ржавое ведро, мужик месит кучу. А посреди этого стоит такой красивый иностранец не из этого мира и восклицает: «Где же, где же то, что я ищу?». И увидев это, я вдруг понял, что совсем не хочу быть таким же иностранцем. Я не хочу нащупать, раскопать из туристических брошюрок что-то, чего реально сейчас в этом месте нет. Особой культуры, какого-то великого наследия там уже не чувствуется. Мне было интереснее то, что происходит сейчас.

Сергей Урсуляк рассказывал о работе над «Тихим Доном» нечто похожее. Приезжаешь в любое место с «корнями», а там обязательно «Пятерочка» и «Магнит». Они и до Чукотки добрались?
Нет, там их нет. До Чукотки еще не дошли эти блага цивилизации. Особенно до тех мест, где мы снимали. Ключевое событие у нас в фильме — вай-фай появился. Недавно там связь стала работать. А так мобильные телефоны доставляют из Владивостока на барже, мотоциклы тоже, иногда продукты завозят. Чем еще живут? Русский рэп слушают, как и все пацаны. Только скорость интернета маленькая — несколько часов уходит на один трек. Забавно, что песни типа «я еду на «Бентли», «я тусуюсь в клубе» они слушают, находясь в глухой тундре, никогда не видев дорогих тачек и всей этой роскошной жизни. Самое большое развлечение — поехать на мотоцикле на горячие источники купаться (в фильме есть такой эпизод). Но многие не хотят уезжать оттуда, живут в такой своей вселенной. Чукотка — очень отдаленный регион, который существует и всегда существовал по каким-то своим правилам. Как и во многих крайних точках России, там очень красивая природа и очень тяжелая жизнь у людей. Все это создает мощный эмоциональный фон, такое общее для всех ощущение от этого места, но мы намеренно не делали на этом акцент в фильме.
Алкоголизм?
Да, сплошь и рядом, еще низкий уровень жизни, ветхие дома, убогая обстановка. Бывает, дети бродят по ночам, стучатся в окна, и ты ведешь ребенка домой, а мать его дома валяется пьяная. Тамошний народ порабощен алкоголем. Их не смогли завоевать во времена Екатерины, карательные казачьи отряды разбивались наглухо местными, они были единственные, кто не платили подати. Чукчи, вопреки советскому анекдоту о том, что чукча — дурак, на самом деле очень мощный, брутальный народ. Викинги фактически, которые постоянно устраивали набеги на соседние территории. И уничтожил их Советский Союз, когда их лишили коренных ремесел, стали объединять в колхозы, сгонять в клубы, стали кормить их, увозить детей в школы. Вот тогда их айдентити, их самость была нарушена. Охота на кита коренным жителям была запрещена, работали флотилии, советско-норвежские предприятия. И местные стали забывать это, а для них это было не просто какое-то занятие, а образ жизни. В три поколения они забыли, кто они, какие у них верования, что у них за язык. Чукотский язык, который звучит в фильме, знают десятки, то есть почти никто.

А настроений для культурного возрождения там не было?
Короткий расцвет был при Романе Аркадьевиче Абрамовиче. Но сейчас это все носит условно-отчетный характер. Может быть, где-то в школах, в Анадыре (это такой искусственно созданный городочек) что-то такое есть. А так даже в селах никто уже не помнит чукотского языка.

Роман Аркадьевич смотрел фильм?
Точно не знаю, кажется, ему давали просмотровку. Но за время, пока я там был, я многое услышал об отношении людей к нему.
Оно, наверное, неоднородное?
Да, но люди его помнят, уважают. Человек появился, ничего не обещал, не произносил громких речей, но впервые в жизни они видели, что для них что-то строится, делается. Это их очень удивило. Для них это было как явление какого-то доброго духа. Он еще так характерно сначала возник, потом исчез. После него остались дома, школы, детские сады, госпитали. Охотникам достались лодки, другим — мотоциклы, все от него что-то получили. И до сих пор они этим пользуются, протирают, тщательно хранят. Во времена Абрамовича Чукотка на время стала «страной возможностей». Жизнь закипела, возникали странные бизнесмены со своими проектами, идеями. Еще забавно, что у них осталось целое поколение детей от турецких строителей. На Чукотку тогда заехало несколько тысяч турков, они жили и строили, и вот — образовалась фактически новая популяция. Это очень красивые дети, смесь турков и чукчей, этим ребятам сейчас лет по семь-восемь.

Звучит так, что хоть сейчас подавай заявку на новый фильм. Российское название фильма Kitoboy отсылает не к китам, а к мальчику…
Мы долго не могли определиться с названием. «Китобой» было рабочее, и всем очень нравилось — четкое, броское, его все запомнили сразу. На кинорынках — Whale Hunter, оно тоже всех заинтересовало. Но у меня было чувство, что фильм не должен так называться, эта история не про китов, не про этнографию, у нас герой. И для меня компромиссом было назвать фильм Whaler-boy, то есть мальчик-китобой, а по-русски просто латиницей на английском. И это еще отсылает к чатам, где все пользуются никнеймами. Похоже ведь?

основной конкурс
Анна Меликян
РЕЖИССЕР ФИЛЬМА «ТРОЕ»
Вы необычайно плодовиты в этом году: «Фея», «Трое», а еще и сериал снимается. С чем это связано?
«Фею» я снимала еще в 2017 году, у нее просто случился такой долгий путь до выхода, и так совпало, что она вышла в этом году. Сериал «Нежность» — это продолжение моей неожиданно ставшей очень успешной и любимой многими короткометражки «Нежность», которую я сняла в 2018 году для благотворительного аукциона «Action!». В прошлом году пришла идея не бросать ее, и дальше действительно как-то все быстро закрутилось — сейчас я ее уже монтирую, и в ноябре она выйдет на платформе ivi. Но год в самом деле необычный для меня — выходят три моих работы, такое впервые со мной случилось.

Сложно сделать так, чтобы количество не влияло на качество?
Мне очень нравится ритм, в котором я существую последнее время, — когда ты переходишь из одной истории в другую, — но держать его постоянно достаточно сложно, хотя бы потому, что я сама пишу сценарии. Я с удовольствием переключилась бы на чей-то интересный материал, но пока не нашла такого. А когда я пишу сама, у меня не бывает, скажем, текстов в стол или на будущее — как правило, приходит идея, и я начинаю ею жить, и пока она не воплотится, другие идеи меня не тревожат. Поэтому это всегда небыстрый процесс, с перерывами и накопительными периодами.

«Фея» была во многом необычной для вас картиной: острая повестка, манифесты, жанр триллера. Чем необычен фильм «Трое»? Что, помимо формы, делает эту историю нетипичным любовным треугольником?
Да, это история, которая увлекла меня прежде всего формой. То есть мне хотелось рассказать историю про троих, но я не знала, как к ней подступиться, пока не пришла идея об этой форме, о том, что в кадре мы видим лица только троих людей, что мы не отвлекаемся на других, что мы концентрируемся только на главном. Мне нравится ставить себе какие-то новые задачи и каждый раз их решать. Скажем, я до конца не была уверена в том, что будет интересно два часа смотреть только на троих. И вообще, было довольно страшно вступать в эту историю: многое было совершенно новым для меня и до конца непонятным.
Читать дальше

Вы рассказывали, что идея акцентировать внимание только на трех актерах появилась благодаря Андрею Рублеву и его иконе «Троица». Конечно, это очень авторская связь, а можно ее сформулировать и объяснить для зрителя? Есть ли тут смысловая цепочка или речь идет исключительно о форме — выделить троих героев?
Я рассказывала об этом, кажется, на питчинге в Минкульте. В общем-то могла и не рассказывать, потому что иногда необязательно говорить, откуда ноги растут, но раз сказала тогда, то и сейчас поясню. Поскольку мой фильм «Фея» имел некоторое отношение к иконописцу Рублеву, я все про него и его работы читала. И как-то купила в «Третьяковке» книгу, полностью посвященную разбору иконы «Троица», там разбиралось все — цвет, форма, композиция, и один факт показался мне очень интересным: до Рублева на Руси эту икону писали совершенно иначе. На ней изображали всех действующих лиц сюжета (он про бездетную пару Авраама и Сарру, к которым заходят в гости три ангела), а Рублев посмотрел на эту историю по-другому: он понял, что там главное, и решил убрать всех второстепенных персонажей и написать только трех ангелов — так появилась его знаменитая «Троица». И меня очень вдохновила эта идея, я поняла, какая это действительно крутая мысль — если ты рассказываешь историю о троих и только они здесь важны, то зачем тебе показывать подробно всех этих второстепенных персонажей, — что это очень интересная задача и правильная — сосредоточиться только на главном, только на этих троих людях. Вот как-то так это случилось у меня. Ну и сама идея «Троицы» с ее безусловной любовью была мне близка и созвучна тому, о чем хотелось говорить.
Насколько трудновыполнимо сделать это при съемке картины?
Это просто очень увлекательная задача, и в момент раскадровки мы придумывали решение каждой сцены так, чтобы это не выглядело математически просчитанным ходом, а шло естественно, и зритель даже не понимал бы, что он не видит других. И мне кажется, это удалось, потому что я расспрашивала некоторых людей, уже посмотревших фильм, и они даже не поняли, что ни разу не увидели на экране лиц других людей. Мне нравится то, что этот прием никак не мешает самой истории и ходу фильма.

Нужно ли было актерам как-то по-особенному играть или существовать в кадре?
Да нет, там ведь много и обычных сцен, где они взаимодействуют между собой, и снимается это все как обычно. А с теми персонажами, которых мы не видим, актеры взаимодействуют точно так же, просто мы не снимаем обратную точку на этих персонажей. Сложнее было приглашать актеров на второстепенные роли и сразу объяснять им, что они в фильме будут только в расфокусе. Не все были готовы это принять.

Герои фильма будто живут в изолированной реальности. Нет ли у вас ощущения, что дефицит реального во многом и провоцирует заявленный в фильме конфликт? Как и вообще очень многие конфликты сегодня?
Может, дефицит реального и создает какие-то конфликты в жизни, но к конфликту, заявленному в фильме, он все-таки не очень имеет отношение. Тема, которая затрагивается в моей картине, мне кажется вечной. Она будет существовать всегда и будет затрагивать человека, пока он жив, и неважно, живет он в реальности или нет, пока он не трансформировался в робота. Ну, может, и роботы тоже будут чем-то подобным маяться, мы этого не знаем. Мне хочется верить, что и роботы в будущем будут очень чувствительные и обязательно чем-нибудь будут мучиться.

Более того, кажется, что и другие ваши фильмы — например, «Про Любовь» — касаются этой проблемы. Как ее преодолеваете лично вы?
Я никогда не думала, что «Про Любовь» как-то затрагивает эту проблему, но зрителю в данном случае виднее, он всегда идет дальше автора. Я, честно говоря, не преодолеваю и никак не борюсь с этим. Я просто живу и в общем доверяю течению жизни — такому, какое оно есть.
Что сказали артисты, которые оказались в кадре краем, боком или размыты?
Во-первых, они все были об этом предупреждены, то есть все было открыто, и актер, соглашаясь на роль, понимал, что он будет либо за кадром, либо затылком, либо в расфокусе. Но, конечно, это непростая история для артиста, и поэтому я каждому из них очень благодарна за решение участвовать. Но были и обиды. Один актер пришел к гримеру, а тот ему и сказал: «А вам не надо, вы в расфокусе. Актер, конечно, обиделся, и мне потом пришлось всех успокаивать и срочно его гримировать.

Вот мы узнали в одной сцене Варвару Шмыкову — ее ни с кем не перепутаешь. А есть те, кто снимался, но мы узнать не смогли?
Это прекрасно, что вы узнали Варю. Я Варю знаю давно и наблюдаю за ней давно. И я очень-очень рада тому, что у нее случились «Чики» и о ней наконец узнали. У нас же Варя действительно появляется в самом последнем кадре фильма, она просто по дружбе пришла и сыграла, и сделала это великолепно, на мой взгляд. Могу еще назвать Александра Незлобина, который играет помощника героя Хабенского. Сначала я пришла к Саше за стендапами, и в фильме звучит фрагмент его стендапа, а потом попросила подыграть, и он согласился.

У вас сталкиваются очень объемные образы Петербурга и Москвы. И вообще, у вас образ города часто на первом месте. Откуда это внимание?
Изначально в сценарии это противостояние городов было даже больше: две женщины, два города и герой, который мечется между городами, — это должно было усилить его метание. Ну и сами города тоже отражают характеры этих женщин. Да, для меня город — всегда полноценный герой фильма, это важнейшая краска, которую просто нельзя промахивать. Как раз в этом фильме, как мне кажется, города в итоге почти нет, потому что все-таки все сосредоточено на лицах.

Какие еще города для вас существуют как полноценные персонажи и когда мы их увидим в ваших фильмах?
Мы только что отсняли серии «Нежности» в Сочи и в Абхазии. После «Кинотавра» должны снять еще одну серию в Армении. Кстати, я буду впервые снимать в Армении. А вообще это может быть любой город, тот, в который поведет меня история.
Как вы поняли, что жену в фильме должна играть именно Виктория Исакова? Ну и заодно расскажите, как вы по-соседски заносите ей сценарии.
Я ей по-соседски 15 лет ничего не заносила, мы просто дружили, и почему-то я ее в своих фильмах не видела. И Виктория ни разу мне ни слова не сказала. А потом вдруг я попросила ее выйти со мной на улицу и снять на мобильный телефон короткий метр для благотворительного аукциона, ну просто по дружбе попросила. Так мы сняли «Нежность». И когда я уже сидела в монтажной и смотрела материал, то вдруг увидела большую, глубокую, смешную, трагическую, невероятно трогательную и просто очень мощную актрису. Понимаете, мне пришлось взять телефон в руки и начать самой снимать ее, чтобы там, в камере своего телефона, наконец разглядеть ее по-настоящему. После этого «Трое» я писала сразу на Вику и никого другого на эту роль не предполагала.

Вы сняли с Константином Хабенским два фильма подряд. Как сделать так, чтобы это был совсем разный Константин Юрьевич? Можете немного рассказать, как работает этот актер?
Так же, как и на Вику, я писала сценарий сразу на Костю. Как-то я посмотрела спектакль «Контрабас» и поразилась тому, какой он удивительный клоун и почему это никто не использует в кино. И вообще удивилась его диапазону. Я не знаю другого актера с таким большим диапазоном, как у Кости. Я монтировала подряд «Фею», потом «Трое», и каждый раз в кадре был Хабенский, но это были два абсолютно разных человека, у них даже внешность разная. Я не знаю, как он это делает. Наверное, это свойство гения — когда до конца непонятно, как это работает. Я-то совершенно точно считаю его гением.

Душещипательная сцена, когда герой Хабенского падает и начинает кашлять. В эпоху пандемии на это было особенно драматично смотреть. Это импровизация? Как это снимали?
Это Костина придумка. Вернее, даже не придумка. Когда я спрашивала его, как он будет это делать, Костя смутился и сказал: «Не знаю, давай начнем, там посмотрим, как пойдет». И он действительно до конца не знал. Есть актеры, которые тебе всегда точно скажут, как они войдут, где сядут, где лягут, где крикнут, а Костя не знает. Мы включали камеру, начинали действие, и вот он играл. И хотя он суперпрофессиональный и техничный актер, у него всегда есть этот момент чуда, когда ни он, ни ты до конца не знаете, как это будет — он входит, начинает играть, и там случается какое-то чудо, а ты просто счастлива оттого, что тут стоишь и сопричастна к этому чуду творчества.

Почему в картине так много воды? Герой в бассейне, ванной, душе, падает в начале в воду… Еще и жена называет его «сом».
Вот про «сома» я даже не думала, а вообще да, образ воды — главный в фильме, образ текучести жизни и ее переменчивости. В фильме все начинается с течения реки и ею и заканчивается или не заканчивается.
Шесть лет назад в интервью мы спросили вас — дословно: «Почему в ваших фильмах так популярно сведение счетов с жизнью посредством прыжка с моста в воду?» И вот посмотрите — опять.
Я, кстати, и не думала об этом… Хм. Ну вот видите, это подсознание. Все что-то я прыгаю и прыгаю с этих мостов, никак не успокоюсь. Я не знаю почему. Если б знала, разве снимала бы кино?

А в чем вы еще остаетесь верной себе, как вам самой кажется? Есть какие-то темы, мотивы, детали, от которых вы не освобождаетесь и, возможно, не собираетесь освободиться?
Мне кажется, что постепенно я освобождаюсь от каких-то тем, закрываю какие-то истории и иду дальше. Но в любом случае это во многом бессознательные процессы, и анализировать их можно уже потом, когда все случилось, а в момент зарождения истории ты это никак не анализируешь, ты просто помогаешь выплеснуться тому, что по какой-то причине рождается внутри тебя и просится наружу.

Скажите, статуэтка, с которой герой топится, — это «Золотой орел»? Просто очень похожа.
Нет, это «Золотой феникс». (Смеется.) Это специально придуманная для этого фильма телевизионная премия.

Как вы выбирали для него стихи Вероники Тушновой?
Я просто очень люблю Тушнову. И когда я придумала, что героиня будет поэтом, то сразу поняла, чьи стихи будут звучать в кадре. Других вариантов не рассматривала. И Юля Пересильд их прекрасно прочитала в фильме.

Сериал, который вы сейчас снимаете, — продолжение вашей короткометражки «Нежность», где героиня должна была переспать с мужчиной в течение суток. Верно мы понимаем: это продолжение истории героини и уже без временных рамок в 24 часа?
Да, это продолжение этой истории, еще 10 эпизодов по 20 минут, сделанных в таком же стиле и жанре. С теми же актерами и не только.

Вы выпускали «Фею» в онлайн-прокат и, кажется, можете полноценно высказаться про результативность. Какие впечатления? Какие тут плюсы и минусы?
Знаете, у фильмов, как и у людей, бывает своя судьба. Этот фильм — мой самый необычный, и все, что с ним было связано, было необычно. Поэтому я совсем не удивлена, что выпуск у него случился вот таким. Но для меня это означает только одно: так было нужно для этого фильма — чтобы он вышел в этот период в онлайне. И как ни странно, затронутые в нем темы оказались очень созвучны тому времени, в котором мы все оказались, и, может быть, его восприятие в изоляции было самым правильным. Это я вам говорю про эмоциональную составляющую. А про бизнес, если честно, я не очень понимаю, это лучше спросить кого-то поумнее.

основной конкурс
Михаил Сегал
РЕЖИССЕР ФИЛЬМА «ГЛУБЖЕ!»
Почему при написании синопсиса фильма для вас важно настолько тщательно запрятать сюжет?
Я старомоден. С моим австро-венгерским мышлением я по-прежнему считаю, что перед просмотром фильма знать о нем все — не самое лучшее решение. Это в целом. Ну, а в данном случае «Кинотавр» попросил нас не писать в описании слово «порно». Вот я его и не написал.

До просмотра мы коллективно перечитывали ваш текст для каталога и строили версии, о чем ваш фильм. Была даже гипотеза, что он про подводника. Да чего уж там, мы даже представляли Александра Паля в маске для ныряния!
Ок.

Как вы описывали фильм продюсерам, актерам, когда пытались объяснить, в чем замысел? И вообще, насколько сложно вам сейчас найти возможности для реализации своих идей?
Я не описывал фильм, я написал сценарий. Написал и показал. Это очень удобно, всем рекомендую.

Скажите, пожалуйста, что означает XXXL+ на постере вашей картины?
Это старый постер, он уже не актуален. Но вообще надпись XXXL+ была призвана напомнить о масштабе дарования Александра Паля, исполняющего главную роль.
Читать дальше

Говорят, что любой фильм про порно — не про порно. Согласны?

Да.

Ваш предыдущий фильм «Слоны могут играть в футбол» был фильмом личным, он, скорее, говорил о герое и касался его внутреннего мира. Можно ли сказать, что «Глубже!» как раз наоборот — разговор о времени и социуме?
Да.

Часто ли вы размышляете о судьбах Родины? Другими словами, насколько вы аполитичны?
О судьбах Родины я размышляю тогда, когда снимаю социальное кино, а не личное. После «Рассказов» (2012) я сделал это впервые. Получается, раз в восемь лет. В остальное время я не думаю о судьбах Родины, аполитичен и снимаю интровертное психологическое кино.
Телевизор часто смотрите?
Когда приезжаю в Орел к родителям или когда жду свою машину на мойке. Первое — чаще.

Насколько увиденное там кажется вам убедительным? Как часто возникает желание что-нибудь отрежиссировать?
В Орле почему-то телевизор убедительнее, на мойке — меньше. Пока я не понял почему. А режиссировать желания не возникает, я в телевизионной режиссуре не разбираюсь.

Расскажите, пожалуйста, про съемки в театре. Как вообще актеры восприняли то, что надо делать? Насколько одни из них восприняли происходящее как норму (они же актеры, в чем проблема?) и были ли те, кого это все удивило?
Да, устроить порно прямо на театральной сцене было новым для наших актеров. Но я очень доволен результатом — у них все прекрасно получилось. Тем, кто моложе, это давалось сложнее. Это можно понять: к порно нужно прийти.

Сначала интеллигент одухотворяет бездуховную сферу, а потом становится ее рабом — насколько такой ход совпадает с вашей позицией в жизни? Все-таки с волками жить — по-волчьи выть или везде оставаться рыцарем?
Я абсолютно согласен со всем, что вы сейчас сказали.

Вы часто сталкиваете интеллигентность с мимикрией под интеллигентность. Почему вас волнует эта тема? Кажется, это слишком большая роскошь в наше время — размышлять над конфликтами такого рода?
Это личное. Я просто всегда мечтал был интеллигентом, но когда узнал, сколько всего для этого нужно сделать, решил ограничиться мимикрией. Со стороны это не очень заметно, но я об этом знаю, и в этом мой внутренний конфликт.

Почему у героя Антона Лапенко армянская фамилия? Кажется, в нашей театральной жизни не так много режиссеров-армян, а внешне Хачатрян напоминает совсем другого режиссера.
Сложно рационально ответить на этот вопрос. Это все сердце подсказало. Сначала оно подсказало назвать антагониста главного героя Хачатряном, а потом взять на эту роль Лапенко. А какого режиссера напоминает Лапенко?.. Не знаю… Мне он всегда напоминал только Макса Линдера. Обязательно нужно снять байопик.

«Главный театр страны», «Министерство изящных искусств» — как вы выбирали степень условности для происходящего?
Когда понял, что из цензурных соображений не могу оставаться в зоне реальности.

У вас довольно много разнообразных локаций. Что подобрать было сложнее всего?
(ГТС) Главный театр страны и… Эрмитаж в Питере. Это из тех, что было сложно найти, но нашли. А помимо этого есть просто те, которые так и не нашли. Я не знаю, если ты совсем не нашел объект и снял где попало — это считается сложно? Или это уже просто?

Почему часть съемок фильма прошла в Питере? Для чего нужен был именно Питер?
Тут две причины. Я хотел в Питер, и Питер — символ культуры. Продюсерам я назвал вторую причину.
На стене дома, куда приходят герои Паля и Семена Трескунова, написано Depth. Это вы написали?
Вы крайне наблюдательны. А ответ — да.

Посмотрев «Глубже!», конечно, хочется провести параллели с вашей короткометражкой «Круговое движение» из альманаха «Рассказы». Не просто потому, что и там и там у вас играют Игорь Угольников, Василий Мичков и некоторые другие актеры, но и потому, что в обеих историях вы мыслите в масштабах страны. А для вас какие тут соприкосновения этих историй есть?
Может быть, не именно с этой новеллой, а в целом с «Рассказами». Это продолжение размышления о жизни в жанре сатиры. Поэтому я и перенес в новый фильм из «Рассказов» целого персонажа. Главного Персонажа Страны.

Расскажите про Игоря Угольникова: как вы ему предложили сыграть схожую роль? И наиграл ли он уже на целое амплуа?
Ну в том-то и дело, что это не схожая роль, а именно конкретный персонаж — президент России. Это не амплуа, это уже фирменное блюдо от Угольникова.

Коль скоро ваш фильм касается темы порно, то согласны ли вы с тем, что само по себе порно умерло и осталось лишь в виде дешевых роликов в интернете? Знаете ли вы хорошие высокохудожественные примеры этого жанра в современности?
Не знаю. Я порно никогда не видел.

Можно поинтересоваться у вас о самых простых и насущных вещах: какой культурной жизнью живет Михаил Сегал? Что он смотрит, читает, слушает — что впечатлило его за последнее время?
Я почти перечитал «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Мне просто в начале карантина захотелось найти книгу длиннее, чем предполагаемый карантин.

Хватает ли вам радикальности и иронии в современных российских сериалах и кино?
Я далеко не все видел, поэтому потенциально хватает: думаю, все, чего мне не хватило, находится именно в той части, которую я не посмотрел.

Мы прямо-таки не раз в обсуждениях других фильмов и сериалов слышали от коллег фразу: «Ну это ж прямо в духе Михаила Сегала!» Замечали ли вы, что некоторые авторы наследуют у вас? И как думаете, получается ли у них?
Я, к сожалению, мало смотрю наше кино и сериалы, могу многого не знать. Но поверю вам. Думаю так: если у кого-то смешно или, на худой конец, талантливо — тот и косит под меня.

Любите ли вы театр и какой театр вам ближе?
Я театр очень люблю, просто пока не видел хороших спектаклей. А так — да, очень.

Как у вас сейчас дела с литературой? Мы до сих пор периодически листаем сборник «Молодость». Планируются ли у вас новые книги?
Да, у меня странно получается. Два года назад, когда выходил мой фильм «Слоны могут играть в футбол», я выпустил книгу «Почерк», а сейчас, когда выходит «Глубже!», должна выйти книга «Слоны могут играть в футбол». Я написал роман, где очень много развил и изменил относительно фильма. Мне показалось, что герой «Слонов…» вел себя недостаточно глубоко, в книге у него все глубже.

Опрос
В последнее время жанр скринлайфа стал очень популярным. Каким должен быть скринлайф, чтобы вы за него взялись?

Борис Хлебников
Во-первых, он точно должен быть не про коронавирус. Если говорить про кино и журналистику, ни в коем случае не унижая ни одну из этих профессий, кажется, что скорость реакции важна для журналистики. Кинематографу нужно время на осмысление того, что произошло. Все ошибки этих коронавирусных сериалов были в том, что это очень быстрое реагирование.
Ну и если говорить о форме, то она должна быть на пользу сюжету. Если вспомнить «Ведьму из Блэр», то там как раз камера и псевдодокументальные съемки были крутым инструментом ужаса, который авторы пытались передать, и это сработало. Поэтому мне кажется, что скрин как задача — это глупо. Скрин как инструмент — интересно.

Анастасия Пальчикова
Мне кажется, это любопытная кратковременная форма, не более того. Когда вышел один скринлайф, это было прикольно. Когда вышел второй — ну ладно, два будет, повеселились. Но потом в это стали играть все. Самое главное, что это делается супероперативно и, как следствие, небрежно. Я коротко посмотрела разные скринлайфы, среди них есть хорошие, но встречаются и такие, что хочется сказать авторам: «Ребята, сценарий нужно писать хотя бы дольше одного дня».

Ксения Зуева
Я бы рассказала историю любви, зарождающейся через камеру наружного наблюдения.

Александр Молочников
Хотя я и снял сам для КиноПоиск HD скринлайф-сериал «Безумие», сейчас ума не приложу. Первое, что приходит в голову, — никаким. Дело в том, что сам формат сильно диктует, каким должно быть содержание. И мне кажется, что достойная форма этого жанра до сих пор не найдена — это все время какое-то количество говорящих голов. Возможно, еще появится автор, который этот жанр сдвинет в нужную сторону и напишет для него достойный материал. Из тех скринлайфов, что выходили за время карантина, ни один не был действительно стоящим. Есть более талантливые вещи — например, проект Семена Слепакова «Окаянные дни», там потрясающе смешная серия с Владимиром Епифанцевым.
Пока мне кажется, что никто не переплюнул фильм «Убрать из друзей», да и сами его создатели не превзошли себя. Поэтому пока скринлайф выглядит не тенденцией и не новой глобальной киноформой, а просто приемом, который всем сразу же и наскучил.

Иван И. Твердовский
Не знаю, я в этом не сильно понимаю. Есть какие-то индустриальные вещи, которые движутся вне процессов моей жизни. Это как если мне позвонят и спросят, не хочу ли я сделать кому-то операцию. Нет, не хочу. Я пока не понимаю этого киноязыка. Может, это опыт, который я когда-нибудь получу. Как форма существования кино вообще — это я могу понять. Сделал же Тимур Бекмамбетов «Профайл», это интересно.

Оксана Карас
Мне не нравится этот жанр. Не хочу я его снимать. Хочу, чтобы все толпились на одной площадке, пускай даже в масках, обливаясь санитайзерами и сдавая тесты, но физически чувствовали друг друга рядом. Вот Тимур Бекмамбетов — король этого жанра. Но я с огромным восхищением отношусь к тем режиссерам, у которых во время карантина было вдохновение еще и сериалы снимать.

Клим Шипенко
Я должен понимать, что данный формат — самый правильный для этой истории. Можно же, например, снять фильм на камеру, которая прикреплена на багажнике машины? Можно. Но что это должна быть за история, чтобы так ее снимать? Почему мы так ее снимаем? Если появится интересная мне история, для которой формат скринлайфа будет идеальным, то я сделаю это.

Семен Серзин
Должен быть классный сценарий, связанный с формой, в которой снимается эта история. Тогда это логично. Кстати, мой брат, актер Евгений Серзин, снимался у Тимура Бекмамбетова. Тот объявил конкурс на лучшую идею скринлайфа, мой брат снял три пилота и с одним даже выиграл. Вроде даже будет сейчас сериал в вертикальном формате делать. Мы с ним немного обсуждали, там у него разные идеи, но есть очень интересные. Мне нравится в скринлайфе одно обстоятельство, которое тебя как режиссера ограничивает. Когда режиссера что-то сдерживает, он сразу начинает придумывать, а когда у него ресурсы неограниченны, то начинает расплываться.

Ангелина Никонова
Этот жанр не вызывает у меня никакого интереса. Пока.

Дмитрий Давыдов
Мне интересно смотреть такие фильмы, а делать неинтересно. Не знаю почему. Мне интересно снимать в классической манере. Форма развивается, практически создан новый киножанр, это любопытно.

Алексей Камынин
Я не возьмусь. Просто не мое.

Мария Игнатенко
У меня есть мои собственные задумки, но среди них нет скринлайфа. Придумать наскоро идею я не могу, поэтому, получается, я в пролете.

Филипп Юрьев
Мне лично чужд скринлайф, я отношусь к нему без энтузиазма. Конечно, эта схема соблазнительна, на ней можно сэкономить. Но когда я слышу об очередном скринлайф-проекте, ничего, кроме скепсиса, у меня это не вызывает. Для меня это ровно то же самое, что и текстовые игры в Apple Store: ты находишься внутри мессенджера, переписываешься с кем-то, отмечаешь, как обыгрываются интерфейсы. Это просто средство, эксперимент, и если изначально нет какой-то свежей крутой идеи или она не держит, то этот формат быстро выдыхается. То, что нам сегодня кажется невероятно актуальным, спустя пару лет уже становится непривлекательным. И, кроме бекмамбетовского хоррора «Убрать из друзей», вряд ли я вспомню что-то интересное.
КОНКУРС «Кинотавр. Короткий метр»
КАКИМ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СВОЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ПОЛНЫЙ МЕТР?
Алексей Сизов
«Лови момент»
Я никогда не снимал полный метр, я даже сейчас не могу представить, что это может значить для меня. Хочется верить, что в нем удастся перерасти самого себя. Это дверь, в которую я еще не входил. Внутри накопилось много чувств, опыта, мыслей. Работа над полным метром ведется уже давно, и он обязательно случится. А если конкретнее, сейчас это задумка подростковой комедии на фоне русской деревни с французским ароматом. Юмор Гоголя и драматизм Шекспира.
Вера Пирогова
«Педофил»
Сейчас я работаю над историей про бездетную женщину лет 40, которая узнает, что ей нужно сделать операцию по вырезанию матки. Она мечется между врачами в женской консультации и народными целителями в надежде избежать операции. Это фильм про потерю женской идентичности. Мне кажется, сейчас актуальна тема женской роли в обществе. В нем есть некоторая стигматизация женских болезней. Я помню, как встречалась с подругой, она сказала, что болеет «по женской части» и не может рассказать об этом своему отцу. Почему-то неприлично говорить, что у тебя миомы в матке, хотя про гастрит — нормально. Мне важно, чтобы эти темы освещались и люди могли жить после таких операций без предрассудков.
Резо Гигинеишвили
#Этоневажно
Для меня идеальный фильм — это история, которую я не могу не рассказать зрителю. История, которая волнует меня настолько, что ради нее я готов идти до конца. Я уже два года работаю над своей новой картиной: готовлю сценарий, провожу подробный рисеч, изучаю материалы и все время о нем думаю. Чем бы я ни занимался, я постоянно возвращаюсь к тексту, правлю его. И мне очень нравится этот процесс.
Ника Горбушина
«Варя»
Мы сейчас в процессе написания полного метра. Это история о почти 27-летнем Никите, который живет в небольшом провинциальном городе и до сих пор не понимает, о чем действительно он мечтает и чего реально хочет. Никогда еще история не была мне настолько близка и любима, а главное — она находила отклик в сердцах тех, с кем мы ею делились, это мотивирует и вдохновляет дальше работать над ней и исправлять ошибки. Мы снова погружаемся в мир, который раньше нам был незнаком, открываем для себя все больше интересных и необычных людей. Возможно, это прозвучит громко, но это фильм о нашем поколении, о вопросах, которые нас волнуют, и ответах, которые мы ищем, о поиске себя и пути, который никогда не бывает простым, но всегда ведет в какую-то очень важную точку. Это дань уважения фильму «Курьер» и наш личный ответ на вопрос его главного героя Ивана.
Байбулат Батуллин
«Показалось»
У меня несколько проектов, которые находятся на разных стадиях разработки. Есть совсем инди-проект про городского сумасшедшего, который считает себя Рудольфом Нуреевым. Есть и зрительская история, выросшая из короткометражки «Половинки», которая была на «Кинотавре» в 2017 году.
Дмитрий Ендальцев
«Жених. Невеста. Селедка»
Я представляю себе свой полный метр идеальным.
Инга Сухорукова
«Суп»
Я стала заниматься кино, чтобы в первую очередь самой получать какие-то откровения. Меня сложно удивить (в хорошем плане), но я всегда к этому стремлюсь. Поэтому от следующего фильма я хочу и жду откровений, нового эмоционального опыта. Вроде бы странно думать только о своем удовольствии, но я самый обычный зритель. Если фильм тронет меня, он будет интересен и другим.
Нина Волова
«Открой, это мама»
В идеальном полном метре мне хотелось бы добиться очень многих целей и найти между ними баланс: раскрыть идею, избежав шаблонности и клише, найти правильную форму для выражения этой идеи, добиться органичного существования актеров в кадре, сделать визуально интересную картину. Если еще и родителям можно будет это показать, то вообще прекрасно.
Виталий Уйманов
«Рыба»
Вероятно, сделанный по более-менее общему стандарту производства. Где фильму предшествует необходимый период подготовки. Трезвый взгляд продюсера на нужное количество съемочных дней. С возможностью организовать съемочный процесс в сжатые сроки, а не растянуть его на годы, если этого не требует сценарий. В общем-то кино, в котором ключевые участники болеют не только за какие-то материальные вещи, но и за конечный авторский продукт.
Юлия Белая
«Заявление»
Когда ты знаешь, что у тебя есть хотя бы одна смена в запасе и возможна переработка.
Денис Виленкин
«Сплендоре»
Надеюсь, что вы увидите его уже в грядущем году.
Андрей Грязев
«Первая кровь»
В первую очередь фильм должен быть игровой, так как четыре полнометражных документальных фильма у меня уже есть. На данный момент есть полнометражный игровой сценарий про подростковые суициды, написанный в соавторстве с Олегом Негиным. И в работе находится второй сценарий о том, как появление правды разрушает и убивает чувства. Тему фильма можно определить цитатой Фридриха Ницше: «Всякая истина, о которой умалчивают, становится ядовитой».
Кристина Лунинская
«Последняя смена»
Это история «маленького человека», в которой каждый сможет узнать себя или тех, кто его окружает. Мне интересно брать глобальную тему и проецировать ее на простого человека, работать с изменением реального мира, трансформацией пространства. Именно над такой историей я сейчас работаю.
Made on
Tilda