У вас был консультант?
Нет, но мы узнали про звездочки на погонах, звания и прочие нюансы. В остальном это не требовало такого уж углубления, но в то же время, проживая в нашей стране, ты не можешь этого не знать.
В конце вашего спектакля по «Человеку из Подольска» звучит песня Юрия Шевчука «Родина». Вы оставили ее в фильме?
Дело в том, что в театре песня Шевчука работала как часть нарратива, в фильме таких жирных мазков не требовалось, и мы сделали иначе. Главного героя у нас сыграл Вадик Королев, поэтому мы позвали музыкантов из его группы OQJAV, они написали специальную песню, которая там и звучит.
Вы, должно быть, знаете, что многие проводят параллели между вашим фильмом и «Изображая жертву». А вы чувствуете, что наследуете у Кирилла Серебренникова?
Хотя это и разные истории, здесь, наверное, есть прямая связь: помимо фактуры правоохранительных органов, «Изображая жертву» — тоже очень крутая и своевременная драматургия. Кажется, что сейчас такое уже и нельзя поставить — или надо быть очень смелым человеком. Да и законодательство не позволяет — с таким количеством мата.
Разве что на онлайн-платформах.
Да. Но у меня еще все так любопытно совпало: как режиссер я собирался снимать «Человека из Подольска», а как артист готовился сниматься у Кирилла в картине «Петровы в гриппе». Интересный был период: я всесторонне погружался в кинопроцесс, снялся, а потом пошел сам снимать.
Еще один заметный референс к вашей картине — «Вечное сияние чистого разума».
Да? Даже не думал про это кино. Я его и не особенно хорошо помню, разве что основной конфликт. Главный, даже не визуальный, а настроенческий референс — «Забавные игры» Михаэля Ханеке.
Австрийский оригинал или переснятый кадр в кадр спустя десять лет американский вариант?
Я как раз имею в виду вторую версию, с Наоми Уоттс. Она намного мощнее, чем первая, европейская и более сдержанная. И вот игра, которую ведут эти ребята, была моей основной отсылкой.
Вы изначально хотели брать на главную роль Юру Борисова?
Я думал, мы даже с ним встречались. И как-то в итоге не сложилось, но я очень надеюсь, что мы еще встретимся в работе.
Почему Вадик Королев? Для него это всего лишь вторая актерская работа после «Город уснул».
Вообще перед Вадиком стояла сложная задача. Его герой полтора часа экранного времени и целую ночь проводит в отделении полиции и охреневает от того, что там происходит. Даже опытного и талантливого артиста это поставило бы в тупик. Я и в спектакле с этим столкнулся, а в театре ведь даже крупного плана нет. И я подумал, что в кино может сработать лучше, если главного героя сыграет не артист. С Вадиком я достаточно хорошо знаком и понимаю, что в чем-то могу его соотнести с этим Фроловым. Конечно, они абсолютно разные люди, но по уровню рефлексии у них есть общее.
Вся съемочная группа подшучивала над Вадиком, потому что он реально не понимал, что происходит. Он снимался в одном фильме, но там, судя по всему, все совершенно по-другому было. А у нас процесс, очень сжатые сроки, мы свои 17 смен фигачим. Но в итоге его реакция очень хорошо работала в кадре. Когда мы сделали монтаж, цветокоррекцию, я сел и посмотрел — интересно за ним следить в кадре, реакции такие настоящие.
В интернете есть репортаж о премьере вашего спектакля в Академическом театре драмы им. Ф. Волкова в Ярославле. Там один из актеров, рассказывая про свою игру в спектакле, вспомнил как раз слова Наоми Уоттс о съемках в «Кинг-Конге»: ей режиссер сказал пошире открывать глаза и громко орать. А вы давали какие-то указания Королеву? Помимо издевок над ним.
Я-то не издевался. Мне как раз не так важно, с кем я работаю — с непрофессиональным артистом или опытным. Я всегда разбираю обстоятельства, роль, поэтому никаких скидок Вадику я не делал. Хотя без проблем не обошлось, была, например, сцена, когда я понял, что бессилен. Вадику нужно было сыграть, а у него случился ступор. Мы пытаемся помочь, а делаем только хуже. И я понимаю мозгами, что не могу требовать от неартиста сыграть, не имею права.
Как выкрутились?
Сняли один дубль, и он вышел.
Нередко при переносе спектакля на экран актерский состав меняется. У вас из актеров спектакля в фильм перешел только один, Владимир Майзингер. Как вы это решали?
По многим причинам. В спектакле играет компания актеров, очень ярко театральная. Кино — это хоть какая-то реальность. Ты смотришь в квадратик экрана и не можешь ничего домыслить. В театре это все-таки возможно, там есть пространство для работы воображения. Володя Майзингер остался, потому что он как-то убедительно повторил свою роль на пробах, хотя он вообще не киношный артист. Где-то чуть-чуть снимался, но большой и важной роли, на которой весь скелет фильма держится, у него не было.
Расскажите про Викторию Исакову. У вас же были и ранее попытки сотрудничать с ней, но как вы увидели ее в роли женщины в погонах?
Да, мы пробовали ставить «Догвилль», довольно смелую постановку, но в итоге по совокупности причин у нас не получилось. Потом сделали такую разовую историю — моноспектакль «Дневник Анны Франк» с участием музыкантов «АукцЫона», ДДТ, «Аквариума». Наверное, на самом деле только на «Подольске» нам с Викой удалось полноценно поработать. Я согласен, очень несвойственная ей роль, комедийная, острая. Но Вика мощная актриса, очень неоднозначная в хорошем смысле слова.
У вас-то богатый опыт общения с правоохранительными органами в жизни?
По юности был богатый, как у многих.
Приводы были?
Меня забирали, я даже в камере сидел один раз, это давно было, еще в студенческие времена. Как обычно, из-за того, что начал дерзить в ответ этим людям. Что касается патрульно-постовой службы, то там часто очень недалекие люди. Ситуация, которая происходит в «Человеке из Подольска», обычно бывает наоборот. У нас с приятелем как раз так и было: полицейский очень долго заполнял протокол, и мы начали его подкалывать, практически интервью у него брать — есть ли у него хотя бы среднее образование? Почему он вообще пошел в полицию работать — это искреннее решение или не было вариантов, а здесь все-таки уверенность в завтрашнем дне? Ничего толкового он нам ответить не смог, поэтому заставил снять шнурки и посадил в камеру.
Когда снимаешь про полицейских, есть желание поквитаться с ними — мол, вот вам за все издевательства?
Нет у меня такого желания, зачем? Тем более, они предстают здесь вообще с удивительной стороны. Это же мечта — встретить таких полицейских, хотя они и насилуют личность. Не физически, но они вынуждают героя подписать себе приговор. Как ни смешно, но он подписывает, что ничего не любит и ему ничего неинтересно в жизни. Все, что он сделал, — это придумал название для группы: «Жидкая мать». Они не говорят ему: иди и просвещайся. Они ему говорят: ты говно. И полюби хотя бы то говно, в котором ты живешь.