А если правки влекут за собой переписывание сценария процентов на 80? А если из-за одной правки все сыпется по принципу домино?
Значит, надо все переписывать, да. Я про это и говорю. Начнете писать сценарий по-настоящему, переписывая его столько, сколько надо, доводя до совершенства, — и сразу, поверьте, начнете отстаивать свой гонорар, потому что долгие ваши муки будут стоять у вас перед глазами, а перед глазами продюсеров будет стоять ваш хороший текст. Вот прям недавно я написала пилот сериала. И это получился хороший пилот. Он понравился и мне, и продюсеру. Но мы не успокоились и стали искать другую форму, другое изложение, другой подход, с прицелом на весь сезон и так далее. Искали, нащупывали: а если так, не лучше будет? Я переписала этот пилот полностью четыре раза. Полностью. И каждый раз это был хороший сценарий. Просто мы хотели сделать точнее. Главное, чтобы люди, которые с тобой вместе работают, были адекватны. Чтобы их правки шли от фильма, а не от самодурства. Если от самодурства, от того, что им кажется, будто они разбираются в драматургии, или им кажется, будто надо чуть-чуть поправить, не понимая, что это повлечет за собой переделку всего текста, бегите от них.
Но вообще моя главная сценарная боль в том, что у нас некоторые продюсеры спешат доделать и сдать сценарий. Зачем? Сценарий — самый дешевый этап производства, даже с очень дорогими сценаристами. (Смеется.) И самый важный этап. Дайте сценаристам время. Они долго работают не потому, что они ленивые (я, когда пишу, работаю по факту каждый день), а потому, что хороший сценарий требует времени: вы́носить его, переписать, найти правильные решения. На Западе сценарии сериалов пишутся по несколько лет. Это правильно. Если в вашем сценарии будут дыры и неточности, потом все всплывет на площадке и, в результате, на экране у зрителя.
Какое сейчас место музыка занимает в вашей жизни? Что с группой «Сухие»?
Так группа давно закончилась, и я ушла из лейбла. Когда нас туда пригласили, у меня были определенные иллюзии, что можно оставаться в неформате и занять свою нишу. Но вскоре я поняла, что это не так, у нас в музыке жестко форматированный рынок, и даже большой лейбл не может поставить неформатную песню на радио. А то, что считается форматом, — песня, которую у меня больше всего гоняли по радио, — это был мой жесточайший компромисс с собой. Да, можно было делать и продвигать свою музыку в интернете — тогда это только-только начиналось, сейчас это абсолютно реально, — но на такое меня просто не хватило. Видимо, я ненастоящий музыкант.
Какая песня была компромиссом с форматом?
(Напевает.) «Танцуй, дари, дыши со мной одним воздухом, будь со мной по любви».
Ясно.
Да, я поняла, что еще ничего не началось, а я уже исчерпала весь свой запас компромиссов. Так что попросила лейбл меня отпустить. И они отпустили. А сольное творчество началось с Англии. Мы выступали с группой в Лондоне для русскоязычной публики, и туда один из зрителей привел своих знакомых англичанок, музыкальных менеджеров. После концерта мы с ними выпивали, они сказали: «Тебе нужно петь на английском, приезжай, мы тебе дадим студию, попробуем, запишем». Я ответила: «Мне кажется, я не смогу писать песни на английском». Они сказали: «Ты приезжай — мы разберемся». Я подумала: ну, а чего нет? И поехала. Дальше мы сели на студии с разными саунд-продюсерами, и вдруг выяснилось, что это круто. То, что язык неродной, — как ни странно, оказалось совсем не помеха. Мы записали EP из трех песен и одной инструменталки, я вернулась обратно в Москву. А потом этот EP очень хорошо зашел, занял места в европейских и британских чартах, и меня позвали писать альбом. Я прожила в Лондоне какое-то время, записала альбом, а потом у меня началась «Маша». И кино, конечно, все перевесило.
Перспективы-то там есть?
С одной стороны, там огромное количество крутых музыкантов, есть ощущение, что ты — всего лишь одна из миллиона. С другой стороны, возможностей делать любую музыку и показывать ее там так много, как нигде. Конкуренция меня никогда не угнетала, мне в ней кайфово. Ну и Лондон, конечно, по-прежнему столица мировой музыки. Если ты хочешь серьезно заниматься музыкой, надо жить в Лондоне или ориентироваться на Лондон. Отсутствие рамок, форматов и границ. Пишешься в студии, а в соседней комнате сидит музыкант из The Prodigy, он может зайти и сказать: «О, что это за обработка у тебя на бочке? Cool sound!»
Где надо жить, чтобы снимать кино?
В Америке, понятное дело: там самая системная киноиндустрия.
Но вы здесь.
Я здесь, да. Ну, а что? Зато только здесь девочка с улицы, сценарист, может запуститься и снять свой полный метр.