ОСНОВНОЙ КОНКУРС

Дмитрий Давыдов

РЕЖИССЕР ФИЛЬМА «ПУГАЛО»
Когда вы снимали «Пугало», то журналистам «без ложной скромности» обещали, что фильм будет событием. Что вы имели в виду?
Якутские журналисты спросили меня, будет ли фильм событием. Скорее всего, будет — на территории республики. Потому что это мой новый фильм. Может быть, он будет событием в плане фестивального продвижения. У него там будет какая-то своя история.

Фестивали-то отменяют и переносят. Какой у вас план?
У меня над этим работает фестивальный агент, Валерия Моторуева из Eastwood Agency. Открывающим фестивалем будет «Кинотавр», и он очень важен для нас. А потом — зима-весна, это наш фестивальный период.

Зарубежные фестивали или российские?
Пока не могу называть их, но нас рассматривают для участия в разных странах.

Это ведь ваш третий фильм. С каким багажом вы к нему подошли? На чем точно не обожжетесь теперь?
В прошлом году у нас образовался частный фонд поддержки якутского кино. У нас есть группа IT-компаний «Синет», она и создала этот фонд. Провела конкурс питчинг-проектов, одним из них оказался мой — и затем дала часть средств на производство. Частично я снимал на свои средства. Бюджет в итоге получился небольшой, мы уложились в полтора миллиона рублей. Оборудование мы привозили из Петербурга, арендовали, потому что его в Якутии либо нет, либо не хватает, так как снимается очень много всего. Команда у меня осталась та же, что была на первых фильмах. Мы уже хорошо друг друга знаем. Она небольшая. В группе человек девять от силы.
Читать дальше

Вы выложили в YouTube бэкстейдж, там видно, что все помещались в маленький микроавтобус. Ролики о фильмах, которые вы делаете, — это осознанная часть промо?
Нет, мы просто иногда что-то записываем на память — больше для себя. Чтобы посмотреть все это через несколько лет, вспомнить. А еще знакомые иногда спрашивают: что снимаете, как снимаете? Вот для них тоже, пусть увидят, как проходят съемки. Мы ведь не очень рассчитываем на прокат в России, скорее всего он будет только республиканский. Видимо, следующей осенью. Промо-акции — это больше для жанрового кино. Не видел, чтобы в авторском кино кто-то так делал.

В прошлом году вы сняли два полных метра и одну короткометражку — и при этом работали учителем. Серьезные темпы!
В сентябре вышел «Нет бога кроме меня», а еще был короткий фильм «Река». А в ноябре мы сняли «Пугало». Но «Реку» мы сняли в 2017 году, там были проблемы с финансированием. А этим летом я снял еще один фильм. Из школы меня, наверное, скоро уволят, но я продолжаю снимать, пока есть время.

У вас фильмы «18+», но, может, вы их ученикам показывали?
У меня ученики младших классов. Они даже не знают, что я снимаю кино. Это все от них очень далеко. Родители некоторые в курсе, земляки. Я же в школе уже 15 лет работаю.

Какие предметы преподаете?
Все, кроме физкультуры, ИЗО, музыки. Учитель начальных классов…

Насколько съемки фильма напоминают учебный процесс? Есть ведь что-то общее?
Для кино нужны организаторские способности, но все-таки там взрослые люди, профессионалы, у меня нет привычки что-то им указывать. Наоборот, я чаще у них прошу совета. Они мне подсказывают, некоторые гораздо опытнее меня, у них по 18—20 проектов уже за плечами.

А актеров при этом непрофессиональных чаще всего зовете?
Мне нравится работать с любителями. В «Пугале» вообще нет профессиональных актеров. Это все мои земляки, друзья. Главную роль сыграла Валентина Романова. Она известная певица, настоящий артист. Это ее первая роль в кино.

Вы под нее писали сценарий?
Нет, я сначала написал, а потом стал искать, кто сможет это сыграть. Искал среди земляков, но среди них такого человека не оказалось. Роль откровенная, там надо было серьезно раскрыться. И вот я узнал, что есть певица, послушал, как она поет, — там очень интересные этно-мотивы. Я ей предложил, и она сразу согласилась.

Наверное, потом она не раз пожалела, роль-то тяжелая.
Мне она ничего такого не говорила, хотя, возможно, про себя что-то такое и думала. (Смеется.) Она читала сценарий, до съемок мы много общались по телефону, обсуждали, я ездил к ней в Якутск. А во время съемок я даю актерам возможность раскрыть свой характер. Они же не профессионалы, не умеют входить в образ. Поэтому какие они есть — такие и на экране. Валентина довольна, звонила мне, радовалась. Я сразу решил, что возьму ее на «Кинотавр».
Говорят, иногда, когда актеры играют мистических личностей, с ними самими начинают твориться всякие чудеса. Ничего такого не было?
Нет, но нужно оговориться, что есть шаманизм, а есть знахарство. Я старался от шаманизма уйти, вся эта связь с духами — не про это. Знахари лечат по-разному, некоторые травами, а эта вот — своим телом. У Валентины как у музыканта образ шаманки, я надеюсь, она на «Кинотавре» сможет исполнить какой-нибудь музыкальный номер. Нет, ничего мистического не было. Тема, конечно, особая, но мы все делали аккуратно и не обидели никого.

Как вы смогли снять весь фильм за 11 дней?
У нас было 10 смен. И еще одна ушла на то, чтобы доехать из Якутска в эту деревню. Ну, так получилось. Прежние фильмы я снимал максимум за 14 смен. При этом я делаю иногда по 15 дублей, и все без репетиций — я к ним не очень хорошо отношусь. У меня все истории камерные, практически в одной локации.

И работаете по 18 часов в сутки?
Да, конечно, начинаем в 8 утра, заканчиваем в 3 часа ночи. Примерно так. Это же финансовый вопрос. Например, оборудование арендовано на определенный срок, а у оператора-постановщика сразу после моего фильма следующий проект. Часто на следующий день после моих съемок он уже на других.

Вы не думали привлечь к своим фильмам зарубежных партнеров?
Думал. У меня сейчас есть четыре сценария, попробуем их представить, когда будем выезжать с «Пугалом» на фестивали. И на питчингах можно выступить. Сложность в том, чтобы объяснить зарубежным партнерам, почему это нужно именно там, за границей. В чем их интерес? Кроме того, они обычно требуют, чтобы мы свои деньги тоже вложили. Я вкладываю, но что такое для них мои миллион-полтора, которые, как правило, стоит весь фильм целиком?

«Нет бога кроме меня» заработал 2,5 млн рублей. То есть вы коммерчески успешный режиссер?
Да, на том фильме были продюсеры, и они отбили свой бюджет, в два раза меньший. «Пугало» выйдет в прокат, и, надеюсь, я на этом заработаю что-то.

У вас необычная ситуация. Вы снимаете якутское кино, но при этом вы не якут и даже не говорите по-якутски, только понимаете. Есть тут какой-то синдром чужака?
Нет, я себя чувствую вполне комфортно. Я просто делаю кино и стараюсь не вклиниваться ни в какие объединения, чтобы можно было свободно делать все по-своему. Мне повезло, у меня есть своя команда — и все получается.
Ваш фильм начинается как частная история про знахарку, а затем переходит в притчу об отношениях людей с Богом. Они бегут от нее, пока не потребуется помощь, а получив ее, снова отворачиваются. Эта метафора понятна в любой стране, она вполне универсальна…
Изначально у меня была тема белой вороны, потерянного человека. Мне это было интересно, я пытался делать историю про это. Но если человек чего-то не понимает, он этого начинает бояться. Поэтому все отталкивают героиню. Вот и все.

Был живой прототип у героини?
Нет, но идея у меня возникла где-то в 2009 году. Про знахарку, которая жертвует собой. Я попытался написать рассказ, как-то думал над этим, а потом забыл, снимал другие фильмы. А снять этот удалось только в прошлом году. Потому что понял: надо это сделать.

В Якутии сейчас настоящая киноволна. Как якуты относятся к тому, что снимается еще один фильм — среди десятков других? Иронично?
Нет, обычно сразу стараются как-то помочь. Я все снимаю в своем районе, там все знакомые. Если мне нужно кого-то снять, я сразу иду и прошу — как правило, мне не отказывают. Очень многие хотят сниматься. Когда я делаю очередной фильм, многие даже обижаются, почему я не снял именно их, не позвал. Интересно людям, когда около них снимают фильмы, которые потом показывают рядом с ними, можно себя увидеть на экране.

Почему вы предпочитаете общие планы? Это все приписываемое вам влияние Каурисмяки и Вирасетакула?
Не знаю, мне самому интересно. Я делал документы для прокатного удостоверения, готовил монтажные листы, и у меня там очень мало дальних или крупных планов, одни общие. Видимо, когда я снимаю, то ставлю камеру так, чтобы она видела то же, что и я. Мне так удобнее. Вот и получается. Это не специально. Я не делаю раскадровки, прихожу на съемочную площадку и не знаю, как буду снимать. Это все в процессе решается.

Оператору своему референсы даете?
Он этого очень не любит. Он берет материал и пытается делать все по-своему. Мы друг друга прекрасно понимаем, поэтому он знает, чего я хочу. Приезжает уже с готовыми мыслями. Остается только все обсудить и принять решение.

Вам не предлагали снять жанровое кино?
Предлагали, причем не только якутские, но и московские продюсеры. Хорошие условия были. Но — не знаю. Я не считаю, что снимаю прямо такое авторское кино. Все равно оно должно быть зрительским, потому что нужно выпускать его в прокат. Значит, надо искать какую-то грань. Поэтому, когда мы снимаем, то сразу думаем, будут ли это смотреть. У нас ведь много снимают, в следующем году планируется выпустить в Якутии почти 30 фильмов. Надо как-то выделяться на этом фоне.

Обычно, когда вы снимаете мистический фильм, сразу начинает не хватать денег — на звук, на компьютерные эффекты. Сильно не хватало в этот раз?
У меня работал звукорежиссер, он прекрасно справился. Но, конечно, были бы деньги, мы бы все делали в профессиональных студиях. Но денег не хватает, а фильм делать надо. Вот и делаем.

Про следующий фильм, который вы только что сняли, расскажете?
Это более зрительское кино, альманах из семи коротких историй об отношениях людей, которые живут рядом. Это могут быть члены семьи или соседи по двору. Истории там разные, есть смешные, есть трагические. Мы сняли все это с известным якутским режиссером Степаном Бурнашевым. Сняли без денег, на коленке. Думаю, зимой сможем устроить премьеру.

основной конкурс

Александр Молочников

РЕЖИССЕР ФИЛЬМА «СКАЖИ ЕЙ»
Почему вы дебютировали в кинорежиссуре фильмом «Мифы», а не фильмом «Скажи ей»?
Хороший вопрос. На самом деле конкретного плана, с чем правильно дебютировать, у меня не было. Возможно, начинать с фильма, навеянного собственным детством, было бы и лучше, но эта история появилась позже, чем «Мифы». Если же вы хотите знать, не жалею ли я об этом, то, наверное, нет. Мне кажется, все произошло логически.

Вы согласны с тем, что «Скажи ей» больше характеризует вас как режиссера, чем «Мифы»?
Скажу честно, без кокетства, оба этих фильма лишены ярко выраженного режиссерского почерка. Нельзя сказать, что эту картину мог снять только режиссер М., я вообще бы не сказал, что у меня есть какой-то собственный почерк. Да и тема фильма все-таки довольно распространенная и универсальная: развод родителей, попытки разделить ребенка — это не то кино, снимать которое нужно, сильно самовыражаясь. Здесь нет сверхтемы, а у большинства режиссеров она бывает и идет нитью через все их творчество.

Вы говорите, что картина навеяна вашим детством. А могли бы все же отделить реальность от вымысла?
Я бы сказал, что реального там минимум: я действительно жил в детстве в Америке, мои родители тоже в разводе. Но я пытался фантазировать на эту тему, представить, что было бы, если бы эта история произошла со мной.
Читать дальше

В какой степени характер главного героя, мальчика Саши — это ваш характер?
Если говорить о первой половине фильма, то, наверное, мой характер совпадает. Если говорить о второй, то, скорее, я хотел бы быть таким, как он, хотя бы в некоторых проявлениях. Но думаю, что я хуже.

Многие дети в такой ситуации поплыли бы по течению, сделали бы то, что им сказали родители. Но Саша — бунтарь, он сопротивляется.
Но, опять же, согласитесь, не сразу. Если говорить про меня, то у меня в этом возрасте тоже был переходный период, но такого, как у героя фильма, со мной не случалось. Да и вообще, это же не байопик. Кто я такой, чтобы снимать про свою жизнь фильм?

Как думаете, удалось ли вам соблюсти баланс правоты каждого из родителей?
Мне не хотелось делать никого из них правее другого. Если удалось, значит, это победа. Это же не история каких-то уродливых родителей, которые бьют своих детей или просто к ним равнодушны. Мне все хотелось сделать максимально простым. В «Скажи ей» самые обычные родители, которые любят своего ребенка, но зашли в тупик в отношениях друг с другом и теперь ежедневно совершают ошибки, повышая уровень взаимной ненависти.
В фильме нет отрицательных персонажей. Даже тот американец, в которого влюбляется мама. Мы сделали все, чтобы он не выглядел таким злобным америкосом, который приехал, чтобы забрать нашего русского мальчика в их порочную Америку.

Режиссеров часто спрашивают про варианты финала фильма. Как раз в вашем случае с финалом все более-менее понятно, а вот думали ли вы, с какого момента начать показывать эту семью?
Вот как раз с началом никаких проблем не было. Зато вы даже не представляете, какое количество финалов у нас было. Особенно на этапе обсуждения истории с продюсером Александром Цекало. Был даже вариант, когда в конце фильма дети забирались на нью-йоркский небоскреб, и в него врезался самолет.
И этот вариант отвергли, потому что, наверное, все-таки дороговато?
Такой финал в порыве спора предложил Илья Тилькин, и все были до того взвинчены, что идея даже понравилась. Но потом все-таки стало ясно, что это не туда.

Помимо вас над сценарием работали еще два солидных сценариста, Илья Тилькин и Александр Талал. В чем заключалось их участие?
С радостью расскажу. Мне было понятно, что персонажей и диалоги нужно писать мне — я эту историю чувствую лучше, чем кто-либо другой. В то же время мне нужна была мощная сценарная рука, которая доработала бы структуру, отсекла лишнее. Изначально сценарий мы писали с Ильей Тилькиным, и пускай он на меня не обижается, но от него там осталось, откровенно говоря, немного. Тем не менее я ему очень признателен. Мы все время были в диалоге, и многие вещи навеял или сформулировал он. Александр Талал появился на последнем этапе работы над сценарием в результате того, что мы с Александром Евгеньевичем Цекало не сходились во взглядах на текст. Было решено призвать Сашу для проработки второй части сценария, довольно пока еще рыхлого. Талал выстроил событийный ряд, переписал кое-какие диалоги.
Что касается начала, то тут вы правы: были сомнения, нужно ли в первой же сцене показывать, что что-то не так. Но это вышло само собой: артисты почувствовали эту сцену именно так — вроде снимали о счастье, а на монтаже не смогли собрать ее иначе. Вроде все так же, но не лишено напряжения.

Когда снимаешь фильм, навеянный собственным детством, есть ли способы уберечь себя от излишней откровенности?
Мне как-то Аня Меликян сказала: «Не цепляйся за какие-то вещи, которые реально были, потому что, если они трогают тебя, это совсем не значит, что тронут и других». Очень правильный совет, поэтому была задача не лишить фильм откровенности, но сделать его таким, чтобы было интересно смотреть не только мне и моим друзьям.

Короткометражка «Сбежавшие в Аризону» как-то перекликается для вас по смыслу с картиной «Скажи ей»?
Нет, но я вам лучше расскажу, как мы эту короткометражку снимали. Это было два года назад, я отправился в Америку по просьбе продюсеров снимать mood reel будущего фильма «Скажи ей». Приехал в Портленд, штат Орегон, где как раз и жил в детстве. И так мне там понравилось, что я захотел приехать туда еще раз этим же летом. Так и получилось: и то лето стало каким-то удивительным периодом попадания в американскую киножизнь, на самую ее периферию. И оба фильма — и короткометражка, и «Скажи ей» — этому поспособствовали. В какой-то момент мне даже показалось: вот оно, пришло то, о чем мечтают многие. Я оказался на Голливудских холмах, прямо в том районе, где происходит действие фильма «Однажды в… Голливуде», в доме вместе с целой толпой сценаристов, режиссером. Это была не вечеринка — все что-то придумывали, креативили, сочиняли, настоящий творческий процесс. Это был дом одного продюсера-китайца, у которого я договорился одолжить аппаратуру, когда мы приедем снимать «Аризону».
Когда мы повторно приехали в этот дом, то там все было совсем по-другому. Самого продюсера не было, зато весь особняк был полон китайцев, видимо, его родственников, которые ели какую-то лапшу и совсем не понимали по-английски. Когда я попытался спросить про аппаратуру, один из них кивнул мне на коробку, где вместо камер, которые он мне обещал, лежали один флеш-накопитель и стопка документов-разрешений на съемку. Так что голливудская мечта быстро сошла на нет.

Сложно было совместить в фильме два разных мира — Россию и Америку? Хотелось ли подчеркнуть контраст или, наоборот, близость между ними?
У нас и тут было много идей, как это снимать, но оператор Влад Опельянц, с которым мы однажды обсуждали картину, сказал важную вещь: «Не пытайтесь нарочно снять Россию и Америку категорически по-разному. У вас и так одинаково не выйдет — там даже свет другой». И это правда, даже закат американский и закат российский выглядят абсолютно по-разному. Мы прислушались к Владу и не старались снимать Америку сильно иначе. Кроме того, сами объекты порой подсказывали, как нужно с ними работать, некоторые из них — пиццерия, школа — настолько графичны, что хотелось снимать их, как в фильмах Уэса Андерсона. Симметрично выстроить кадр, одеть героев в соответствии с фоном. Но мы себя часто били по рукам, чтобы не заходить слишком далеко и оставаться в единой стилистике.

Можете немного рассказать про реконструкцию времени? Где лучше восстанавливаются девяностые — в России или в США?
Вообще это оказалось гораздо проще, чем предполагалось, — возможно, из-за того, что девяностые все-таки были недавно и немногое с тех пор изменилось. Но в России реконструировать время оказалось сложнее, потому что наша страна изменилась за прошедшие годы сильнее. А вот в Америке мы, например, снимали на одной из самых оживленных тусовочных улиц Лос-Анджелеса и вдруг поняли, что если убрать у людей айфоны и электрические самокаты, то мы практически оказываемся в девяностых. Конечно, можно было бы придираться к деталям, но на общий взгляд ничего раздражающего глаз не было ни в архитектуре, ни во внешнем виде американцев. Кажется, будто они и два десятилетия назад так одевались. А мы в России 1999-го все выглядели иначе. И плееры были другие, и даже лица.
С детьми-актерами намучились?
Ох, это был сложный процесс, и в нем есть несколько составляющих. Во-первых, надо сказать, что американские юные актеры почему-то органичнее и свободнее российских. Я сначала думал, что, возможно, и они фальшивят, а мы просто не считываем это. Но нет, я прожил в Америке какое-то время и мог бы это различить. Когда активность проявляют российские дети, то они слишком наигрывают.
Зато у американцев есть другая проблема: организационная. Это бесконечная борьба за толерантность взрослых в отношении детей на каждом шагу. Пресловутая новая этика доходит до такого безумия, что просто доканывает.
Основные правила вроде бы разумные. У детей рабочий день длится шесть часов, каждые три часа они должны тратить 30 минут на обучение, потому что из-за съемок прогуливают школу. Приходит педагог, забирает их в другую комнату, они там учатся. Казалось бы, идея нормальная, особенно для кинодетей, которые часто пропускают занятия. Но иной раз доходит до критического бреда. Нашего юного актера Кая Гетца тоже заставили учиться, потому что он снимается в американском фильме — значит, обязан соблюдать правила. В итоге мы сумели договориться, чтобы он вместо этих получасовых перерывов на учебу отучился в один из выходных.
Далее: к каждой группе детей приставлены педагоги, три — так уж нам подфартило — корпулентные женщины. Простите меня за этот фэтшейминг, но они были настолько огромного размера, что мы не могли снять в классе общий план. Потому что эти женщины должны были присутствовать в классе, их некуда было поставить, чтобы камера их не видела. Но и это еще ладно, мы бы обошлись, но когда я настроил Кая на сцену — чтобы он, заходя в слезы, пошел в драку — и уже готов был дать команду к съемке, одна из этих дам сказала другой: «Дай-ка этому русскому мальчику попить и пускай он подвигается, отдохнет, а то он какой-то напряженный». Если бы в этот момент наш продюсер Саша Ремизова не закрыла мне рот, я бы, наверное, сам пошел в драку, и нас бы оттуда выставили. Любой практикующий режиссер меня поймет.

Когда смотришь «Скажи ей», то много чего приходит в качестве ассоциации — и «Брачная история» Баумбака, и «Американская дочь» Шахназарова, и «Четыреста ударов» Трюффо. Были ли у вас какие-то конкретные референсы?
Да, у нас сейчас время, когда все на референсах. Я даже в театре и в кино борюсь с этим по мере сил, но все равно везде нужно привести пример, чтобы на него опираться и ссылаться. Конечно, целый ряд фильмов я перед этим отсмотрел. И «Четыреста ударов» — кажется, любой фильм о детстве обращается к нему. А еще «Иваново детство», хотя в «Скажи ей» ничего похожего на эту картину нет. Или «Мой друг Иван Лапшин» — тоже история глазами мальчика, воспоминание. Были и другие референсы, которые формировали мое представление об атмосфере фильма и которые мы обсуждали с оператором: тут и «Назови меня своим именем», и «Проект Флорида», и даже, как ни странно, «Мальчик с велосипедом» братьев Дарденн. А некоторые влияли на фильм совершенно самостоятельно, не всегда осознанно. Например, в первой сцене мне хотелось, чтобы в каждом кадре были какие-то мелкие детали, чтобы перед лицом намазывали бутерброд или еще что-то. Я стал думать: почему мне этого так хочется? И понял, что это из-за сцены с мороженым в «Бьютифул».
Я вообще в детстве смотрел очень много хорошего кино. В 11 лет, вернувшись из Америки, пошел на баскетбол, потому что занимался им в Портленде, любительски. Мне очень нравилось, это было такое классное времяпрепровождение с чернокожими ребятами. А в России меня ждали поездка в секцию на районе, запах раздевалок, жесткие пацаны, потом назад маршрутка по зимнему Петербургу. Все было так удручающе, что каждый раз после баскетбола мне хотелось пойти в кино. У нас были неподалеку «Родина» и «Дом кино» — два кинотеатра, где как раз шли все ретроспективы культовых режиссеров. Я туда как на работу ходил.

После «Кинотавра» будете выпускать «Бульбу». А как вообще после ухода их МХТ им. А. П. Чехова стали распределяться ваши силы? Больше тянетесь к сцене или к кино?
Видите, сейчас это все по-разному происходит. 19 сентября — премьера в театре, и потом снова буду готовить спектакль. Но это пока от отсутствия интересных предложений в кино, и собственные идеи еще зреют.

Уход из МХТ вы могли бы назвать бунтом, достойным мальчика Саши?
Нет, в данном случае мальчика Сашу скорее убрали, нежели он сам ушел. Поэтому несправедливо говорить, что это бунт. Мне было сказано, что режиссурой здесь больше заниматься не стоит. «Ты же не режиссер, ты актер. Ты актер». Так как на тот момент мною были поставлены три спектакля и снят фильм, это было не совсем понятно. А потом я уже подумал, что мне даже нравится это наименование — «не режиссер». Я теперь так и писал бы: не режиссер Молочников.

Интересно, когда вы пересматриваете «Скажи ей», вам что ближе — американский Диснейленд или питерский рок-концерт?
Конечно, рок-концерт. Ну, о чем вы говорите, я же петербуржец. Но, тем не менее, Америка — это далеко не только Диснейленд, и то, что вы видите в фильме, просто связано с самой историей. Это все-таки про семью, и не хотелось уходить от темы слишком далеко, отвлекаться. Мы, скажем, не показываем, чем там в Америке занимается мама, как страна вообще их приняла. Хотя я про это много знаю, для чужеземцев Америка — потрясающая страна. Вот мой прадедушка, Рабинович, переехал жить в Нью-Йорк в 84 года. И его там так приняли, что он ходил в трусах с американским флагом и недоумевал, почему советская страна, на которую он всю жизнь вкалывал, от фронтового фельдшера до главврача больницы в Иванове, в ответ дала ему пенсию в пару тысяч рублей. А Америка, для которой он не делал ровным счетом ничего, дала ему квартиру, пособие в 200 долларов и продуктовый талон в магазин.
А потом, я помню, как эта страна приняла нас. Я не знал слова foreigner — «иностранец», пока спустя год жизни там не зашел в видеосалон и не увидел секцию foreign, «зарубежное кино». Это слово мне просто ни разу не встречалось. Никто меня никогда не называл иностранцем.

Пшеничку-то любите?
Рад, что вы вообще знаете, что это за каша, — не каждый ведь помнит и понимает. Нам и на съемках пришлось с этим столкнуться. Вы знаете, очень люблю. Очень.

PUBLIC TALK
Есть куда стримиться
ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ
Второй день подряд «Кинотавр» посвятил онлайн-кинотеатрам, только если на питчинге они были в жюри, то в формате public talk стриминги высказались напрямую. В беседе, которую модерировал лично президент фестиваля Александр Роднянский, участвовали представители семи платформ: Ольга Филипук (Яндекс.Студия), Ирина Сосновая (START), Денис Горшков (more.tv), Давид Кочаров (ivi), Игорь Мишин (МТС Медиа), Макар Кожухов (Okko) и Тимур Вайнштейн (PREMIER).

Сфера онлайн-кинотеатров сегодня представляет огромный интерес для всего рынка, потому что всего за несколько лет они превратились в один из главных сегментов сначала проката, а теперь и производства контента. При этом даже сами представители платформ признают, что проблемы коммуникации мешают развиваться этому динамичному рынку. Даже в том, как называть сами платформы, нет согласия, и на равных основаниях их пишут то как «стриминги», то как VOD, то как онлайн-кинотеатры или просто платформы; количество терминов приближается к десятку, а суть везде одна и та же. Это удобно для журналистов, потому что синонимы помогают писать тексты, но для рынка и для пользователя это не очень хорошо. Как бы то ни было, речь тут о специфической форме дистрибуции контента онлайн-пользователям, и именно она сегодня имеет огромные перспективы. Пусть даже игроки рынка не спешат делиться своими цифрами (потому что не могут договориться, как и что считать), отдельные факты свидетельствуют о востребованности сервисов. Например, аудитория ivi в месяц составляет порядка 50 млн пользователей. Трудно сказать, какой это процент непрозрачного рынка, но сама цифра говорит о многом.
Читать дальше

Стриминги активно занимаются саморефлексией. Чтобы найти свое место в рыночной системе и закрепить его, им нужно понять, чем они отличаются от, например, эфирного ТВ и чем — друг от друга. Как ни странно, вопрос этот сложнее, чем кажется. До недавних пор считалось, что есть несколько принципиальных отличий контента, производимого стримингами, от такового на телеканалах. Стриминги могут не думать о цензурных ограничениях (секс, мат — сколько угодно), они могут себе позволить снимать контент за меньшие деньги, и они более свободны тематически, потому что могут говорить, например, о политике или ЛГБТ. Но это различие уже давно не существует. Радикальных проектов по факту у стримингов не так много, по нескольку в год максимум. Сериалы для стримингов после онлайн-проката спокойно перемещаются на ТВ и там продолжают собирать аудиторию (иногда в сокращенном виде), бюджеты уже приближаются к федеральным каналам, да и сами стриминги с удовольствием размещают у себя обычный ТВ-контент, который приносит иногда большую часть зрительского спроса.

При этом нельзя отрицать, например, что ТВ смотрят в фоновом режиме, а стриминг, особенно по подписке, смотрят осознанно, что позволяет продавать там более глубокие истории, такие как «Шторм» или «Эпидемия». Хотя и они потом спокойно уходят на ТВ, пусть и с переменным успехом. Так что и тут все не так очевидно. Платформы также озадачены планами государства начать контролировать контент стримингов, потому что это приведет к потере части конкурентного преимущества по отношению к другим каналам дистрибуции.
Есть и еще одна проблема — конкуренция друг с другом. В России и так, по словам Тимура Вайнштейна, любая онлайн-платформа оказывается у пользователя как бы второй, после Netflix. С американским гигантом практически невозможно конкурировать, на российский рынок приходят другие глобальные стриминги, они постепенно будут забирать у российских свой контент, пусть даже это произойдет не сегодня и не завтра. Но при этом российский зритель хочет смотреть российские сериалы, он чисто количественно делает это больше и на ТВ, и на стримингах. И здесь перед каждой платформой стоит вопрос, как привлечь подписчика именно к своему контенту, заставить тратить два часа свободного времени на него, а не на другие платформы.

Тут и возникает особая конкурентная среда, заставляющая сегодня тратить на производство ярких имиджевых сериалов большие средства. Скоро и это изменится, потому что в России, по разным причинам, невозможно делать много дорогих восьмисерийных фильмов в год, даже найти столько качественных сценариев сложно. Скоро стриминги, как и ТВ, будут делать ставку на недорогие многосезонные комедийные проекты. Ожесточенная конкуренция в итоге должна привести к тому, что на рынке останутся всего два-три сильных игрока, которые поделят основную часть аудитории, а все остальные платформы будут делить маленькие зрительские группы. Сегодня неочевидно, кто будет в лидерах этой гонки. Но ясно, что без оригинального контента, только на большой купленной библиотеке, этот прорыв невозможен.

Именно это косвенно подтвердило главное заявление, сделанное в режиме public talk. Его озвучил генеральный директор МТС Медиа Игорь Мишин. Компания начнет реализовывать программу прямых инвестиций в российское кино. Более того, она претендует на то, чтобы стать четвертым большим игроком в этом направлении, наравне с Фондом кино, Минкультуры и «Кинопраймом». При этом никаких более подробных планов пока не сообщается. Неизвестно, насколько это долгосрочный план, какой у него бюджет и сколько проектов будет поддержано в 2021 году, их может быть два, а может — десять. Решаться все будет после анализа заявок, и, по всей видимости, что-то более точное мы узнаем в ноябре, когда программа на следующий год будет сформирована.

Место и время для этой новости было выбрано идеально — перед лицом конкурентов, кинематографистов и журналистов, на «Кинотавре», программа которого очень интересует стриминги. Будущее российского стриминга становится все интереснее, и очевидно, что оно напрямую связано с фестивалем.
Опрос
Как вы относитесь к выпуску фильмов в онлайне, без кинопроката?
Готовы так поступить со своим фильмом?

Борис Хлебников
Да, готов, конечно, и это не иррациональное широкой души заявление. Это все равно рано или поздно произойдет, это и так почти уже бизнес-план. Когда едешь в метро и видишь людей, которые смотрят кино, сериалы, каждый в своем телефоне, то принимаешь это уже как данность. Кинотеатральный просмотр — очень зыбкая сейчас вещь. Я не знаю, что сейчас способно привлечь людей в кинозалы, когда ты у себя дома можешь на огромной плазме с отличным звуком совершенно прекрасно смотреть кино. Общественный просмотр? Ну это же не футбол, это не здесь и сейчас происходит. Скорее всего, скоро посещение кино будет сродни походу в театр, то есть станет вещью особенной, но не повседневной. А люди, которые ходят в кино, превратятся во что-то вроде общества любителей винила.

Оксана Карас
У нас были шикарные премьеры на даче. Мы называли их «Выход в «Октябрь». Одевались во все красивое и шли 20 метров до соседней дачи, садились на диван, смотрели фильм. Наши соседи — продюсер Саша Жуков и его сын Максим, как раз оператор-постановщик фильма «Спутник», первого российского фильма, вышедшего в онлайне.
Вообще же я считаю, что пока кинотеатральный показ ничто не заменит. Очень важно, как зал реагирует на твое кино. Мы часто ездим на фестивали, показываем картины, и всякий раз такие разные реакции, будто люди разные фильмы смотрят, а не один и тот же. Где-то хохочут, а где-то сидят с каменными лицами, и ты думаешь: господи, что же я такое вообще сняла? Когда мы смотрим фильмы онлайн, дома, то остаемся заложниками своего личного впечатления. Это иногда хорошо, но бывает, что и катастрофа для фильма.

Ангелина Никонова
В наше время есть понятия «кино» и «контент». Кино не бывает без кинотеатра. Контент требует многосерийности. Кино, показанное только онлайн, попадает между этих категорий. Тем более в нашем фильме речь идет о людях, которых соединила любовь к кино. Я буду расстроена, если фильм не встретится со зрителями в зале в первой своей полноценной фазе жизни.

Анастасия Пальчикова
Я сама сейчас уже не так часто хожу в кино. Я смотрю платформы. Но полнометражные фильмы на платформах у нас еще не прижившаяся история. В этом пока нет чего-то торжественного, нет какой-то магии, что ли. Так что свой дебютный фильм очень хочется выпустить старомодно, с традиционным прокатом в кинотеатрах и премьерой. Но только чтоб потом он обязательно появился на платформе.

Клим Шипенко
Теоретически я готов со своими фильмами поступать таким образом, но, правда, пока не знаю, как выглядит экономическая модель. За сколько там покупаются фильмы, как далее строятся отношения с правами — во всем этом еще предстоит разобраться. Но вообще я к таким релизам отношусь нормально, потому что фильмы выпускают в прокат, и они проваливаются — это плохо и в финансовом плане, и для репутации. Как об этом судить при выпуске картины в онлайне, непонятно. По крайней мере мне. Мы не знаем, как прошли все те фильмы, которые таким образом выходили, как это считается и что считается здесь успешным.

Алексей Камынин
У каждого фильма свой путь. У нас комедия, и нет ничего лучше, чем смотреть ее в полном зале, смеяться со всеми. Впечатление от кино в зале гораздо сильнее.

Дмитрий Давыдов
Я не готов выпускать свои картины в онлайне. Мне изначально надо выходить в прокат у себя в республике: необходимо отбить вложенные частные деньги. Поэтому мы сразу рассчитываем на выпуск в кинотеатрах. Я знаю, что другие выходят в онлайн-прокат, минуя кинозалы, и там, наверное, какая-то своя система. Я ее пока плохо понимаю.

КОНКУРС «Кинотавр. Короткий метр»
НАСКОЛЬКО ВАШ ФИЛЬМ ПОЛУЧИЛСЯ ТАКИМ, КАКИМ ВЫ ЕГО ЗАДУМЫВАЛИ?
Алексей Сизов
«Лови момент»
Фильм получился. Всегда можно представлять, что его можно было сделать лучше, но это был бы уже совсем другой фильм. Честно, когда я начинал работать над этой картиной, вообще ничего не задумывал. Кино — это всегда смесь непредсказуемой реальности, особенно если это ребята с РАС, которые играют Хармса. Во время съемок постоянно было ощущение, что сам Санкт-Петербург, воздух его дворов направляют действие, камеру, ребят. Мы просто поймали момент, в который ничего не произошло.
Вера Пирогова
«Педофил»
Фильм получился таким, каким задумывался. Конечно, возникали перестановки, был досъем. Самая интересная история произошла с названием. Сначала его воспринимали как шуточное, и все очень боялись его произносить, иногда в особых случаях оно заменялось на «Охранник», когда надо было, например, договориться о локации. И меня все постоянно спрашивали, останется оно или нет. Но на съемках мы поняли, что название является неотъемлемой частью этого фильма. Если он называется «Педофил», то сразу понятно, чего в нем не должно быть. Возвращаясь к вопросу о задумке и воплощении, я хотела бы добавить, что на монтаже некоторые сцены нам пришлось полностью вырезать. Думаю, это связано с желанием попробовать на площадке все. Это был мой первый фильм, и когда возникала новая идея, она сразу пускалась в ход. Сейчас я считаю, что это очень важно — уметь отметать лишние идеи и предложения, которые не двигают твой фильм.
Резо Гигинеишвили
#Этоневажно
Кинематограф всегда связан с определенными компромиссами. И чем больше мне удается сохранить от задуманного в начале, тем больше я доволен результатом. Но никогда не бывает такого, что я доволен им на 100%. Этот фильм отправил на «Кинотавр» автор сценария Саша Цыпкин, и о том, что картина попала в конкурс, я узнал от него. Фильм был участником благотворительного аукциона Светланы Бондарчук и Евгении Поповой «Action!». Прямо в зале я ощутил реакцию публики, которая голосовала за работы разных режиссеров рублем. И я был рад тому, что картина «#Этоневажно» собрала больше всего средств — она победила в конкурентной среде, а нам удалось своей профессией помочь тем людям, которым мы никогда не смогли бы помочь напрямую, потому что не располагаем такими средствами, в которых эти люди нуждаются. Важно отметить, что аудиторию аукциона составляют определенные люди, но всегда волнительно увидеть еще и то, как фильм воспримет более широкая аудитория. И хорошо, что в последние годы фильмы, снятые специально для «Action!», попадают в конкурс «Кинотавр. Короткий метр». Так что в этом случае я очень доволен результатом.
Ника Горбушина
«Варя»
В целом, фильм получился таким, каким я его себе представляла в голове. Если говорить в процентном соотношении, то это где-то 75—80%. Есть моменты, которые у нас не получалось реализовать технически, и тогда мы импровизировали на площадке, но вообще почти весь фильм был снят точно по нашим раскадровкам. Мне сложно говорить объективно, но, кажется, то, о чем мы хотели рассказать нашей историей, читается при просмотре, и это для меня главное. Конечно, фильм стал для всех нас огромным опытом, который вряд ли забудется. Сейчас, спустя время, я понимаю, что можно было снять какие-то моменты тоньше и художественнее, но в любом случае мы выросли благодаря этому фильму, и я могу сказать, что мне не стыдно за нашу работу. И я рада, что премьера «Вари» пройдет именно на «Кинотавре».
Байбулат Батуллин
«Показалось»
К сожалению, реальность диктует свои правила. Иногда это воспринимается болезненно. Нужно быть готовым к диалогу с реальностью. В моем случае идея, которую я задумал, выкристаллизовывалась на разных стадиях разработки и подготовки к съемкам. Каждый причастный к фильму что-то привнес от себя. Так что задумка — она такая… как живой организм.
Дмитрий Ендальцев
«Жених. Невеста. Селедка»
Благодаря моей команде фильм получился еще лучше.
Инга Сухорукова
«Суп»
Когда после смены я отсмотрела материал первого съемочного дня, то пошла в круглосуточный маркет электроники и купила диск, чтобы сделать дубль отснятого. Если вы понимаете, о чем я, — какая-то магия произошла. Люблю моих актеров и группу.
Нина Волова
«Открой, это мама»
Фильм претерпел много изменений на всех этапах создания. Так вышло, что сначала я сняла трейлер, иллюстрирующий общую идею фильма, — для питчинга. И этот трейлер оказал большое влияние на сам фильм: стилистика стала — как в трейлере; одна из главных локаций, которая задумывалась в сценарии, поменялась на ту, что была снята в трейлере; актеры, которые изначально были статистами именно для трейлера, в итоге стали главными героями, и под них был написан сценарий. На площадке мы тоже больше подстраивались под реальность, нежели гнули ее под себя. Были изменения и на монтаже, но при всем этом главная идея фильма от сценария не отклонилась. То есть курс остался тем же, что и был с самого начала, просто пути менялись и усложнялись в процессе. Если и было что-то легкое и безоблачное во всем этом мероприятии, так это работа с композитором, который с первого раза написал нужный саундтрек, сразу попав в настроение.
Виталий Уйманов
«Рыба»
В этом плане мне очень повезло, и, например, сюжетообразующая сцена снималась именно в том самом месте, где я и был ее свидетелем. Еще мне хотелось рассказать эту историю путем, когда главный герой не знает, в чем именно он участвует. Понятно, что это короткометражный фильм, но самой истории он не знает. Так что да, я приблизился к результату, которого ожидал в самом начале.
Юлия Белая
«Заявление»
Известные актеры, всего одна ночная смена, да еще и съемку неожиданно пришлось перенести на два дня ранее — это очень волнительно, когда понимаешь, что если что-то пойдет не так, то у тебя не будет возможности переснять. Маленький бюджет диктует свои ограничения, но главное — это сохранить в фильме интонацию высказывания, которая изначально задумывалась, и, как мне кажется, нам это удалось.
Денис Виленкин
«Сплендоре»
Фильм получился именно таким, каким и был придуман. Хотя, конечно, этот ответ должен звучать с некоторой оговоркой, ведь пока фильм существует в воображении — это некий трафарет, раскраска, которая по мере съемок наполняется цветами, эмоциями, природой актерских существований и перевоплощений. Задача режиссера и одновременно сценариста, на мой взгляд, состоит в том, чтобы найти грань между задумкой и реальностью окружающего мира. Не бояться того, что автомобиль в кадре может оказаться не того красного оттенка, а переформулировать видение и получить от этого удовольствие, не упуская того, что рождается на площадке, постоянно экспериментируя.
Андрей Грязев
«Первая кровь»
В конце 2018 года на показе в кинотеатре «Октябрь» я случайно встретился со своей сокурсницей из ВКСР, с которой учился 10 лет назад, — Лизой Стишовой. За пару месяцев до нашей встречи она как продюсер уже полгода делала короткометражный фильм про период взросления, но проблемы с режиссером в результате привели к полной остановке ее проекта. Прочитав сценарий, я решил любым путем довести его до реализации в качестве режиссера. Но в процессе работы недопонимание и творческие расхождения возникли уже у меня со сценаристом, что привело к его уходу из проекта и дальнейшей необходимости самому писать новый сценарий абсолютно с нуля. Отличие от прежнего сценария состояло лишь в том, чтобы вывернуть его наизнанку и превратить все внешние поступки героинь в их внутренние рефлексии и конфликты. Из-за того, что я не мог найти девочку на главную роль, много раз приходилось менять характер героини, что несло за собой трансформацию многих эпизодов и заложенных смыслов. За девять месяцев поисков было отсмотрено примерно две тысячи девочек из России, Украины и Белоруссии. Перед намеченными съемками в конце лета 2019 года мы решили остановиться на непрофессиональной актрисе из Москвы. В результате в фильме из главных персонажей только один профессиональный актер из Украины, а две девочки играют практически самих себя. Из-за такого эксперимента документальность героинь внесла свои коррективы в игровое пространство, и на монтаже стало видно некоторое несоответствие полученного материала тому, что задумывалось. В результате это потребовало написания новых эпизодов в сценарии и досъемки уже снятых по сюжету летних событий, только зимой 2020 года. Это помогло соединить в окончательной форме длинные однокадровые документальные эпизоды и игровые, построенные на внутрикадровом монтаже.
Кристина Лунинская
«Последняя смена»
В целом все получилось так, как я и задумывала. Пока я писала сценарий, в голове уже смонтировала сам фильм. Все желаемые актеры дали согласие на участие, нужные локации удалось быстро найти. Собрала команду из своей семьи и друзей киношников: оператор-постановщик Андрей Лунинский — мой муж, режиссер монтажа Юлиана Сабитова — моя сестра-близнец, исполнительные продюсеры — мой папа Рамиль Сабитов и Алексей Шестаков. Сняли все на свои деньги за три смены. В процессе съемок некоторые моменты истории поменялись как оказалось позже, в лучшую сторону. Ведь кино — это живой организм, где все зависит от множества людей.
Made on
Tilda